ПОЧЕМУ ЖИЗНЕННО ВАЖНО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ

Отец одиннадцатилетнего мальчика рассказывает: «Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: «Пап, не получается, помоги». А я ему в ответ: «Ты что, маленький? Сам разбирайся.» Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит».

Эта ситуация наверняка знакома каждому родителю. Часто в итоге конструктор (игра) забрасываются в шкаф, а ребенок играет на телефоне (смотрит телевизор) и не тревожит больше родителей.

Почему это неправильно?  Как лучше поступить в таком случае? Известный психолог, автор книг и профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком Как?» формулирует простое правило:

Если ребенок прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», обязательно помогите ему.

Очень хорошо начать со слов «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

Это правило – не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка».

Вот в чем смысл этого замечательного закона:

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга – дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.

Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом…».

Давайте нарисуем простую схему – один круг внутри другого. Маленький круг будет означать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга – дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большого круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь, можно объяснить, что открыл Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно,  увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов.

 Другими словами, завтра ребенок будет делать то, что сегодня он делал вместе с мамой, и именно благодаря тому, что это было с мамой.

Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя успешнее, благополучнее.

Дети, с которыми родители сначала собирают пирамидки, паровозики, домики, потом машинки, самолетики, а дальше уже действующий подъемный кран или программируемого робота, вырастают людьми с огромным потенциалом на будущее.  И что не менее важно, они чувствуют себя нужными, любимыми и защищенными. А именно такие дети становятся счастливыми, успешными, любящими взрослыми.